Вторник, 27.06.2017, 11:44Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

Рукопашка [9]
Статьи по технике боя

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статейКаталог статей
Главная » Статьи » Техника русского рукопашного боя » Рукопашка

Кулачные традиции в Заволжье (ч2)
Более долгой оказалась традиция ходить "стенка на стенку". В Заволжье помимо кулачного боя существовал еще и местный вид, который мы назвали вольный бой ярмарочных бойцов. Но наибольшее распространение имел традиционный кулачный бой. На кулачные бои ходили летом, поздней осенью, когда сырую землю скует первый мороз, и зимой. Ходили по праздникам и по воскресеньям. Только весной наблюдалось затишье. Продолжительная распутица и подготовка к севу не оставляли места для забав.

Обычный кулачный боец специальных тренировок в зрелые годы не проводил, но боевой опыт имел весьма значительный. По моим подсчетам, боец за год был участником от пяти до тридцати боев, в зависимости от возраста и темперамента. Многие из них уже в 16-18 лет бились в одной стенке со взрослыми. Если прибавить мальчишеские схватки, любому видно, что за спиной сельского кулачного бойца к сорока годам сотни боев с использованием голого кулака. Такого на мякине не проведешь, глоткой и нахрапом не возьмешь.

Некоторые мужики переставали ходить на кулачики после тридцати лет, другие ходили показать удаль и после пятидесяти, но большинство оставляло рискованную забаву к сорока годам. Считалось, что зрелому мужику не солидно драться с зеленой молодежью. Зрелые биться один на один редко выходили, дистанцию держали, а вот биться в стенке иногда выходили: из местного патриотизма и азарта. Каждому хотелось, чтобы сегодня одолела их деревня или улица.

Мы не организовывали исследовательских экспедиции в поисках старых кулачных бойцов, так как детство провели среди них. И в дальнейшем судьба сама выводила на интересных людей. Беда в другом. По юношескому верхоглядству были недостаточно внимательны к той "живой истории", к старикам, которые окружали нас. Свое и вроде как обыденное...

В конце шестидесятых в Союз стало проникать экзотическое и модное каратэ. Но приглядевшись к каратэ, поняли, что русский кулачный бой во многих элементах рациональнее по технике и ближе нам хотя бы потому, что это свое, родное, идущее от

пращуров.


Тут стоит вспомнить о тех людях, которые сохранили традиции и поддержали в нас интерес к обычаям глубокой старины. В деревне, откуда вышел мой отец, жили два интересных старика, для которых в кулачном бою не было секретов. Патриархом здесь являлся Михаил Курмаев, один из последних ярмарочных бойцов, и Василий Бажанов. Легенды об их силе и умении рассказывали во многих окрестных селах. Они и стали первоисточниками...

Михаил Курмаев прожил 112 лет. Я застал его в конце жизни. Согнутый, как коромысло, перетянутый бандажем от грыжи. Высохший старик. Но руки! Таких огромных ладоней больше не видел. Летом ходил в шапке, берег голову от солнца, а зимой в самые трескучие морозы с непокрытой головой. Память имел ясную.

Дед Василий запомнился другим, шестидесятилетним, могучим, кряжистым. С войны пришел слепым после ранения. Последние двадцать пять лет вел малоподвижный образ жизни и при этом сохранил молодую стать, бицепсы, как у хорошего культуриста. Но более всего запомнилась его удивительная пространственная ориентация. Дрова колол вслепую. Одна рук держит чурбак, накрыв сверху, а вторая топором молниеносно и методично откалывает поленья. Лезвие тяжелого колуна проходит в двух-трех сантиметрах от пальцев. Смотреть страшно. А он спокоен, сосредоточен. Красивая работа. Не забава, но жизнь. Дети разъехались учиться, а жить надо. Избыток сил и слепота постоянно находились в противоречии...

До войны Василий Никифорович пытался возродить стиль ярмарочных бойцов, отрабатывал и планировал цирковой номер и даже работал в цирке в Ленинграде. Но что-то у него не получилось, и перед войной он вернулся в родную деревню. Хотя память о цирке и рассказы оставил добрые.

Техника отечественного кулачного боя складывалась тысячелетиями, ярмарочный же стиль более молодой. В тех редких и скупых описаниях кулачного боя, что встретились в старых летописях, записках иноземных путешественников, практически нет описания техники, а только само действо, сюжет поединков, и то куцо. Ни у старых очевидцев, ни тем более у современных авторов не сказано даже о том, что основу кулачного боя составляла крюковая работа.

Но начнем от печки, от приветствий кулачных бойцов. Здесь многое зависело от того, как бьются. Стенка на стенку (по нынешнему команда на команду, выстроившись в два ряда) или один на один.

Когда бились стенка на стенку, то приветствия заменяли словесные подначки, прибаутки. Сам бой начинался с легких толчков-ударов в грудь, в плечи. Толчки и уходы-скрутки отрабатывались с детства. Это защита и тренировка реакции.

Следовал прямой удар в плечо. Принимающий держал корпус расслабленно и его противоположное плечо от удара (или от ухода) само закручивалось в ответный удар. Плечо и грудь можно было и убирать, быстро скрутив корпус по оси, при этом почти не меняя положения головы. От этого рука бьющего проваливалась в пустоту, и в зависимости от силы провала следовала одна из наработанных комбинаций. Бить сразу в голову или даже в грудь со всей силы считалось неинтересным; работа без куража - не работа. Вслед за слабым толчком следовал более сильный, и так постепенно по всей стенке бой разгорался.

Тут бывали отклонения, но это наиболее типичное начало боя - стенка на стенку.

У профессиональных ярмарочных бойцов приветствие отличалось от обычного. Вышедший в круг первым должен поднять руку, согнутую в локте, с открытой вертикальной ладонью на уровень лица. Приглашенный или просто желающий померяться силой из публики выходил и при этом легко ударял в поднятую ладонь либо кулаком, либо открытой ладонью. По своему усмотрению. Этим определялась манера поединка. Если приглашенный ударил кулаком, то в поединке будут биться на кулачки, если ударил ладонью, то предстоит вольный ярмарочный бой. Право выбора всегда за приглашенным.

Оба поединка равножесткие, но техника и правила существенно отличались. Зимой допускалось одевать боевые рукавицы, но никогда не запрещалось работать голой рукой, голым кулаком. Решительность мужиков-бойцов впечатляет, если учесть, что даже в 19 веке до ближайшего дантиста верст эдак тысяча, в большинстве селений еще полтора-два века назад о врачах и не слышали. Люди полагались на свое умение и недюжинное здоровье.
Категория: Рукопашка | Добавил: rusich (29.11.2008)
Просмотров: 1580 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |