Пятница, 29.03.2024, 14:05Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

История и фольклор [8]
История и фольклор

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статейКаталог статей
Главная » Статьи » История и фольклор » История и фольклор

Праздник "Святки"

В древнейшей Традиции Руси самые важные точки года: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия объединялись в символический «Крест Года». Это подтверждает «Велесова книга», в которой говорится о 4-х главных годовых праздниках: Коляде, Яро, Красной горке и Овсени.

Коляда - это Зимние Святки с обрядовыми песнями «колядками» и исполняющими их ряжеными «колядниками», «колядовщиками». Сам термин «Коляда» (от «коло» – солнце) связан с завершением круга «божественных суток», когда на смену «Ночи Богов», кончающейся в ночь с 21 на 22 декабря, приходит новый «День Богов» - с 22 декабря по 22 июня. Весь период Зимних святок (19 декабря - 19 января) посвящён поклонению Божественному Свету - Творцу всего проявленного во Вселенной, которого наши предки называли Законом Непреложным. В течении этого месяца в мир людей возвращались «светки» или «святьё», то есть те, кто уже полностью выполнил свой земной долг и обрёл световое тело. В русской Традиции считалось, что время движения Солнца на юг – это темная половина года. Человек, умерший в это время, подлежит обязательному возврату в наш мир. Полугодовое движение же Солнца к северу (от зимнего до летнего солнцестояния) считалось светлой половиной года, умерший в которую в наш мир мог и не возвращаться. Именно этим, обретшим «световое тело», был посвящён праздник Святки, который считался (и считается) у русских самым любимым праздником года.

У всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года отмечено проведением карнавалов с ряженными в масках. Учёные предполагают, что само происхождение слова «маска» означает «душа умершего». Так итальянский этнолог Паоло Роски считает, что карнавал, как главный праздник года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ мира предков (или «Того Света» русской традиции). На время Святок, длившихся с Николина дня (19-20 декабря по новому стилю) до Крещения (18-19 января), то есть целый месяц, святье – предки, те, кто уже живет в «световом теле», приходят из своего мира Света на короткое время в наш бренный мир. В течение месяца «умершие прародители» должны помочь своим потомкам: виновных наказать, достойных одарить, предсказать судьбы живых и подготовить приход нового годового цикла, то есть выполнить функции Космического Закона – Рода. Но поскольку святье уже не может иметь привычного людям земного образа, то они заимствуют на время Святок тела некоторых своих потомков – ряженых. Души же ряженых, как считалось, на это время, наоборот, уходят погостить в мир предков - в обитель Света. На Святки люди специально жгли костры с целью «согреть пришедших к ним предков».

Главные святочные персонажи - это «старцы», «нищие» и «высокие старухи». Заметим, что русское слово «нищий» соотносится с древнеиндийским nistyas, что значит «чужой», «нездешний» и, в целом, аналогично понятию «ряженый». На Святки для ряжения люди использовали вывороченные мехом наружу шубы, изорванную одежду, мазались сажей, старались выглядеть пострашнее. Среди зооморфных персонажей в этот период года обычны: бык, корова, конь, гусак, козел, волки, медведи - ритуально значимые животные. Медведь – символ Зимы; корова и бык связаны с культом Луны; конь – символ Солнца и связующее звено между миром живых и миром предков; гусь – знак души, познавшей истину; козел и коза – символы плодородия; волки (как и собаки) со времен индоевропейской древности - ритуальные спутники человека на пути в «мир иной».

По окончании Святок ряженые специально купались в проруби для возвращения душ предков, которым они одалживали своё тело на время Святок, вновь в мир Света. Окунаться в воду считалось строго обязательным, так как уже в древнейших ведических текстах утверждается, что кратчайший путь души на небо - это погружение в воды.

Большую роль в святочной обрядности на Русском Севере играли хлеб, зерно и солома. Солома была связана со многими ритуалами. На жертвенную солому приглашали Богов. На соломе принимали роды. Каждый умирающий должен был окончить жизнь обязательно на соломе. Через соломенную «криту» процеживали ритуальный напиток. На Святки солому стелили на полу, соломой застилали стол, а потом закрывали её браной скатертью – столешником. И только после этого на стол ставили праздничные кушанья. Среди святочных кушаний обязательными были: овсяный кисель и овсяные блины, кутья (до 25 декабря «постная», потом – «щедрая»), то есть главные блюда поминальной обрядности. Обязательным на святочном столе был жареный поросенок, который подавался обязательно в целом виде. Выдающийся исследователь славянских древностей А.С. Фаминцын отмечал факт включения кабана в культ солнца в древнеиранской традиции в связи с легендой о божественном витязе Верефрагне, открывавшем в образе кабана проезд Бога Солнца.

Бог Творец - Закон Непреложный - для наших предков воплощался в понятии «Белый Свет» или «Род». В языке древнеарийской культуры санскрите понятие «Родас» объединяет собой всю Вселенную - Небо и Землю. Символом Рода или «Белого Света» в русской народной традиции было колесо с шестью спицами или же шестилепестковая розетка. Академик Б.А.Рыбаков отмечал, что «если солнце в народной традиции может обозначаться разными знаками (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), то «белый свет» (Род) всегда обозначался только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами». Отметим также, что колесо шестью спицами и шестилепестковая розетка были символами римского Юпитера. Переход этого знака в христианстве в монограмму Иисуса Христа, как считал Б.А.Рыбаков, «надежно подтверждает древнее, исконное значение шестилучевого знака как символа Света во всей многогранности этого понятия». Отметим, что Рода связывают именно с зимним солнцеворотом. В поучении ХII века («Слове об идолах»), хранившиеся в Кирилло-Белозерском монастыре, Род или Свет ассоциируется с Юпитером, Аполлоном, Ваалом, египетским Осирисом и христианским Богом-Творцом Саваофом, а в одном из ранних переводов Библии книга Бытие именуется «Родство», а Бог-Творец – «Рододелатель». В поучении ХII-XIII вв. «Слове о твари и днии рекомом неделе» говорится, что русские поклоняются в первый день семидневной недели «воскресенье» не солнцу (вещь Бо слнце свету), а «Белому Свету», т.е. Свету Вселенскому. Как писал Б.А. Рыбаков: «Вот этот-то Свет, не имеющий видимого источника, «неосязаемый и неисповедимый как эманация божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно и объектом обличений церковников». В средневековых поучениях и календарных упоминаниях Бога Рода связывают именно с зимним солнцеворотом и праздником Рождества Христова. В Древнем Риме на вторую декаду декабря приходилось начало Сатурналий – аналога русских Зимних Святок. Отметим и то немаловажное обстоятельство, что, согласно мифам, древнегреческий Аполлон также прилетал в Гиперборею - на родину своей матери Лето в декабре, то есть к началу Зимних Святок. И не менее интересно, что изначальное возвращение Осириса после сорокадневной невидимости для людей происходило тоже в декабре.

Как мы уже отмечали, зимние Святки начинаются с Николина дня - 19 декабря, то есть дня «Николы Зимнего» - самого почитаемого Деда на Руси ). Общеизвестно, что Никола занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Это особое положение Николы постоянно отмечалось иностранцами, приезжавшими в нашу страну в ХVI – ХVIII веках. Они подчеркивали, что русские воздают Николе «поклонение, приличествующее самому Богу». Именно с Николы Зимнего (19 декабря) девушки начинали исполнять традиционные «святовские песни». Пение их в рождественские и Новогодние вечера сопровождались ритуальными плясками, т.е. начинались Зимние ЯгРЫ. Пение этих песен вне Святок считалось в народе большим грехом.

Никола - один из немногих святых (кроме Святого Ильи Пророка, Святой Параскевы Пятницы), который изображается в русской иконописной традиции на красном фоне. И это естественно. Ведь Илья (Илия) буквально значит «Свет Божественный» или «Свет Божества», а Параскева Пятница сменила древних: Богиню–Мать, Рожаницу–Пряху, Зарю. Красный цвет – первый в ряду проявления. Отсюда и «Красное Солнце», и такое подчеркнутое насыщение именно красным цветом всей праздничной и обрядовой одежды, и богатейший красный орнамент традиционной русской народной вышивки и ткачества, как символ проявления космического закона из белого непроявленного полотна. Во время Зимних Святок на Земле из бескрайнего белого снежного пространства рождается алая Заря – мать Солнца, а затем и само «Красное Солнце» – Коло – первое проявление Непреложного Закона или Творца – НиКолы.

С.В. Жарникова, кандидат исторических наук, искусствовед, этнолог

Категория: История и фольклор | Добавил: artem (25.12.2008)
Просмотров: 6434 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1 Венд  
0
Сильная статейка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |