Базлов Г.Н. "74"
"-Был бы человек, а статья найдётся!" (Из разговора двух юристов.) "То, что вы на свободе, это не ваша заслуга, а наша недоработка!" (Шутка в кабинете следственного отдела прокуратуры.)
Есть такие люди, которые всерьёз полагают, что юридические нормы и законы во всём и всегда всецело отражают правду и вселенскую справедливость. Между тем, верующему человеку очевидно, что только Бог зрящий сердца человеческие может справедливо оценить мотивы людских поступков. По замыслу Творца в основание нашего естества положен нравственный закон - СОВЕСТЬ, этот нелицеприятный и строгий судья и есть выражение высшей правды и справедливости. Именно ему следовали наши православные предки, когда возникал выбор: соблюдать букву закона человеческого или подчиниться велению совести - голосу Бога в человеке.
У читателя, впервые познакомившегося с северо-западной бойцовской культурой, может возникнуть недоумение: "Откуда в припевках кулачных бойцов столько тюремного? Не уголовная ли это культура, подсунутая в обёртке народного обычая?"
В этой статье нам хочется разъяснить эти на первый взгляд "подозрительные" особенности бузовской субкультуры.1
В 20-х годах ХХ века в уголовном кодексе молодой Советской республики появляется новая - 74-ая статья о хулиганстве:
"Хулиганские действия на предприятиях, в учреждениях и в общественных местах - караются тюремным заключением сроком на один год, если эти действия по своему характеру не влекут за собой более тяжкого наказания (16 августа 1940 г. "Известия Советов депутатов трудящихся СССР" № 190 от 17 августа 1940 г.)
Если означенные действия заключались в буйстве или бесчинстве или совершены повторно, или упорно не прекращались, несмотря на предупреждение органов, охраняющих общественный порядок, или же по своему содержанию отличались исключительным цинизмом или дерзостью.- лишение свободы на срок до пяти лет." (10 мая 1935 г. (СУ № 14, ст. 146)
По этой статье стало возможным отправлять в тюрьму человека за поступки, которые прежде не считались уголовно наказуемыми. Текст 74 статьи можно было толковать весьма расширенно. И в разряд "грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу…" сразу же попали многие формы традиционного быта. Теперь стукачи и знатоки "новой правды" получали уникальную возможность. Под действие 74 статьи подпадали и засидевшиеся за рюмкой поющие соседи, и уж тем более гармонист, с исключительной дерзостью дёргавший меха не в канун революционного праздника. Доходило до того, что запрещали петь на свадьбах (- Орёте, как дикие!), а за исполнение песни "Ты не вейся, чёрный ворон" в Старицком районе в 30-х увозили людей на 5 лет.
Вообще, складывается впечатление, что новое законодательство не столько укрепляло порядок, сколько было призвано остановить народные праздники и придать забвению все формы традиционной жизни. Так под статью о частном предпринимательстве подходили все народные промыслы, т.е. и вышивка, и ткачество, плотницкое мастерство, изготовление музыкальных инструментов и т.д. Знахарей и целителей наказывали тюрьмой за "самолечение". Люди, практикующие традиционный рукопашный бой, конечно, осуждались по 74 ой статье, их противоправные действия проявлялись в "буйстве, или бесчинстве, или были совершены повторно, или упорно не прекращались, несмотря на предупреждение органов, охраняющих общественный порядок". Тогда же в 20-х было запрещено русским мужчинам (в отличии от мужчин кавказских) носить с собой ножи, которые были прежде неотъемлемой частью национального костюма. Запрещались единоборства, стеношные и палочные бои. Не особенно выручала и уловка маскировать тренировки и состязания под народную пляску. Танец получался диковатый и уж очень задиристый.2
Заиграйте мне "под-драку"- Побузиться хочется. А по совести сказать, Так нам побиться хочется.
Конечно, вековой обычай не уничтожить одним указом. Народ сопротивлялся, продолжал носить ножи, драться на палках, плясать бузу и петь частушки. В это время в жанре боевых припевок появляется мотив конфликта артельного обычая и нового законодательства.
48 протоколов на весёлого меня, А мой батька, председатель, Мне не будет ни чего!
Сочинители "драковых песен" иронизируют по поводу нововведений и подсмеиваются над ними:
Пару месяцев не дрался Кулаки заржавили. Только вышел за калитку - Протокол составили!
Даже исполнение на гармошке боевого наигрыша - бузы - приравнивалось к преступлению, за которое наказывали 74-ой статьёй. Не случайно с этого времени бузу в шутку стали называть "Семьдесят четвёртая" (- Сыграй-ка "Семьдесят четвёртую"!). Любовь к бойцовской практике и дедовскому обычаю была сильнее страха перед тюрьмой, да и можно ли было запугать эту вольницу, которая пела:
Я весёлый, развесёлый Я ничем не дорожу! Если голову отрубят, Я корчагу привяжу!
Не тверские ль волки воют? (т.е. поют частушки под-драку) На гуляние идут! Все весёлые ребята И нигде не пропадут!
Эй, бузи во что попало! Не страшна милиция! Дальше Пскова не угонят! Там своя позиция!
А "угоняли" многих, и это тоже нашло отражение в частушках:
Как по Мурманской дорожке Засверкали огоньки. Это нашего товарища Погнали в Соловки.
Находясь под постоянной угрозой ареста, бузники всё же продолжали тренироваться, справлять боевые обряды и плясать "под-бузу".
Поиграй гармошка мне! (подразумевается наигрыш "под драку" - Буза) Мои товарищи в тюрьме! (друзья - артельщики уже "сели" за эту игру и любимую борьбу) Дожидают того дня Когда потребуют меня! (гармонист понимает, что и его ждёт участь узника, но остаётся верным обычаю)
Да и саму тюрьму и лишение свободы высмеивали артельщики.
Хорошо сидеть в Остроге! Стены каменны высоки! Хорошо сидеть в тюрьме! Моим товарищам и мне!
Смысл частушки в том, что и в тюрьме, сохраняя артельный обычай, можно жить не унывая. Человек сильнее неволи, тюрьма не властна над его душой. Настоящий человек свободен и за решеткой.
В Новоржеве дом красивый, (подразумевается тюрьма) Золотые лесенки. Там сидел я молодой, Распевал там песенки! (имеются в виду припевки "под бузу")
Ирония частушки в том, что боец пел боевые - "хулиганские" - припевки на воле и за них попал в тюрьму, но и в заключении продолжал их петь.
И всё же, несмотря на упорство артельщиков и их непокорность беззаконной власти, рукопашникам приходилось таиться, справлять праздники на далёких лесных перекрёстках, бузиться по ночам, собираться за деревней, тренироваться в пустых сеновалах и амбарах.
Подобный период гонений прошли многие, теперь общеизвестные и распространённые виды борьбы.
До 40х годов 18 века в Англии бокс считался развлечением черни.3
До 20х годов ХХ века в Японии запрещалось Окинавское карате.
Лишь в 1930 г. в Бразилии разрешили капоэйру.
В период культурной революции в Китае (1966-1976) были гонения на ушу.
Во всех этих странах власти выставляли рукопашников мятежниками, убийцами и бандитами, присваивая себе право определять что есть зло, а что добро. На самом же деле властьпридержащие боялись самостоятельности подвластного народа, его обычаев, его способности защищаться и без указки принимать решения. Все неугодные объявлялись разбойниками, а их культура криминальной. Не миновала эта участь и Россию.
Чего же страшились "творцы нового мира"? Конечно не гармошки и не засапожных ножей, они уничтожали всю русскую культуру, ибо она была носителем православной веры, а артель кулачных бойцов, как и казачий круг, оставалась самодостаточным, цельным, непокорным социальным институтом, способным жить по совести, а не по уголовному кодексу, созданному в угоду стремящимся разрушить старый мир до основанья. Бойцы оставались вольными и при тоталитарном режиме, продолжали петь древние песни, плясать на мостах и перекрёстках, жить по русским-дедовским законам и без оглядки на "выездную сессию"4 вставали на защиту друзей и близких и бросались в драку, если была задета честь.5
Благодаря таким людям, не боявшимся ни сумы, ни тюрьмы, мы не утратили связь времён, можем слышать русские песни, говорить на родном языке, изучать борьбу, плясать и петь частушки, в которых, как в зеркале, отразилась не только история северо-западного русского рукопашного боя, но и нелёгкая история всего нашего народа.
1 Здесь и далее под "бузовской культурой" мы подразумеваем бойцовскую артельную культуру северо-западной Руси. Как уже говорилось в других статьях: традиции рукопашников нашего региона весьма однородны, а под разнообразными вариантами названий боевой пляски, проистекающих от локальных названий музыкальных наигрышей "под-драку", кроется одна и таже традиция.
2 Способ маскировки боевого искусства танцем эффективно применялся не только в России. Например, до 20-х годов ХХ века на Окинаве под танец маскировали тренировки предшествующих карате школ: Ти, Наватэ, Суритэ. До 30х годов ХХ столетия в Бразилии танцем камуфлировали капоэйру.
3 В 1743 году Джек Броутон составил и опубликовал первые официальные правила боксёрских состязаний. С этого времени отсчитывают возраста спортивного бокса.
4 Выездная судебная сессия.
5 Интересно, что значительная часть бузников переживших войну служили в разведке. Видимо, роль сыграла хорошая допризывная подготовка и способность самостоятельно принимать решения.
|