Весна у славян время особенное, ибо совпадает с началом земледельческого цикла работ. А, как известно, земледелие – основа славянской цивилизации. Поэтому изначально и календарный год в славянских странах начинался весной. До сих пор у европейских астрологов осталась традиция считать началом астрологического года – 22 марта, по астрологическому календарю это знак Овна.
Итак, славяне не просто ждали весну, но и считали ее началом нового Круговорота жизни (Кологода).
В этот день женщины и девушки выпекали особые печенья в форме птиц, делали особую вышивку на полотенца, а мужчины, парни и подростки-мальчики выстругивали птиц из дерева, раскрашивали их, чтобы затем подвесить высоко на ветвях берез.
Славяне, в праздничных костюмах, собирались на берегу реки, чтобы бросить требы в воду-реченьку, чтобы та принесла весну из Светлого Ирия, чтобы Ярила-Хорс растопил льды Морены.
Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. Заклички Весны, творились с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.
Итак, в этот день хозяйки пекли из пресного теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички:
Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла. Уж вы, кулички - жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся.
При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.
Само число 40 пришло в новый 12-месячный календарь Коляды из старого древнеславянского календаря, где в каждом из 9 месяцев было 40-41 день.
В народе говорили:
«На Сороки сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается»,
«На Сороки прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья»,
«На Сороки – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков».
Люди подымались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов, и в воздухе непрерывно стояло переносящееся от деревни к деревне гулкое гуканье и распевы.
Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.
Природа воздействия этого празднества такова: вибрации закликания оказывают сильное резонансное воздействие на тающие снега, вместе с водой входят в пробуждающуюся почву, и наилучшим образом подготавливают ее к производству будущего урожая. Это один из многих природных механизмов, помогающих сохранять устойчивость и жизненность множества видов, проживающих бок о бок на одной территории. Проводя заклички в наши дни, следует помнить о мудрости старинного обычая, и совершать его так, чтобы почувствовать силу и резонанс с природным окружением. Это ощущается, прежде всего, по звучанию голосов, самочувствию участников праздника. А также и по сопутствующим событиям в Природе.
По традиции наших Предков, предстоит далее отметить языческой Масленицей весеннее равноденствие и традиционное Новолетие 24 марта, а затем циклом весенних праздников и Русалий подготовить себя к великой Купальской мистерии летнего Солнцеворота.
(Информация взята с http://subscribe.ru/blog/philosophy.slavjane/post/20080310130117)
|