А.В. Грунтовский "Пересвет или Челубей?" (Размышления о судьбе русского боевого исскусства)
"Запад есть Запад, Восток есть Восток.." - писал когда-то английский поэт, а он знал толк в Востоке… Речь пойдет об одном из древнейших боевых искусств - о русском. Хотя… это только повод, подход к теме. В этом году в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции.
А когда мы начинали… До 1990 года мало кто и слышал о Русском кулачном бое, и вообще о Русском боевом искусстве. Время было запретное. Сорок лет отдал мой отец нелегальной преподавательской работе, и первая половина моего пути на этом поприще так же прошла при закрытых дверях.
И вот, первые выступления…. И первые статьи в печати. В конце 80-х в "самиздате" появилась моя книга "Русский кулачный бой" (затем она переиздавалась трижды - в 1993, 1998 и 2001 гг.). Сотни писем получил я за эти годы - спасибо всем.
Потом было многое: фестивали, турниры, выступления во всех концах России, журнал "Русский Стиль" - удачи, ошибки, радость встреч, и непонимание, и злобная неприязнь. Какую только ложь не писали обо мне люди никогда в глаза меня не видевшие. А те, кто видел, те, кто побывал на наших фестивалях или просто на занятиях, худого не говорили. Двери открыты и сейчас - приходите, "имеющий глаза да увидит".
Всякое вспоминается… После первых наших выступлений пригласил меня заведующий кафедрой борьбы преподавать Русский кулачный бой в институте физкультуры: "Откроем отделение, Вы защитите диссертацию…".
Что только не обещалось. Не успел оформиться, и провести первое занятие, как … проректор жал мне руку, возвращая документы, виновато пожимал плечами: "Есть мнение, что следует развивать восточные единоборства". Что тут скажешь? Уходя, я столкнулся с только что приехавшими китайскими специалистами. Ни по-русски, ни по-английски они не понимали, а у меня с китайским языком "не важно" - так и разошлись, как в море корабли.
Вспоминаются и забавные случаи … К моему отцу пришел молодой журналист. Ни о чем не спрашивал, а сам наседал: "Вы ведь знаете, что Ощепков* учился в Японии?"
- А причем Ощепков, кулачный бой у нас, Слава Богу, от века…
- И до Ощепкова, несомненно, русские ездили в Японию…
- И так и сяк вертел журналист. И все у него выходило, что Япония - пуп земли. Отцу это надоело, он сделал заговорщицкий вид и поманил к себе пальцем этого адепта востока:
- Я вам скажу по секрету, - зашептал он ему на ухо, - только вы это никому не говорите.
- Ладно. - Журналист поспешно закивал головой, и весь расплылся в предвкушающей улыбке.
- Да. И до Ощепкова задолго ездили наши в Японию учиться, и я знаю кто … да говорить нельзя…
- Что вы, что вы! Я - могила, никому ни слова!
- Ладно, смотрите, не проболтайтесь!
- Чеснослово! Кто же?
- Илья Муромец.
- …
Немая сцена.
- А уже потом Добрыня ездил и Алеша Попович.
Больше мы этого журналиста не видели, впрочем, как и обещанной статьи.
А если всерьез, что стоит за историей Русского кулачного боя? Десятки малоизвестных исследований, сотни не опубликованных архивных материалов да чье-то невидимое "мнение" искоренить все Русское в России.
А русский бой - древнейшая, воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, а это - один из столпов Русской Народности, а значит и Державности, и Православия.
Бой - не столько совокупность определенных приемов, сколько пластика - визитная карточка этноса. Развивая традиционную пластику, мы формируем русский менталитет на глубинном, подсознательном уровне, действуя словом, но более того - делом.
Русское воинство это не только вооруженные силы в ту или иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и т. д.
Русская воинская дружинная культура различных веков, крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, определенная воинская культура Русской, да и советской армии. Все это различные грани боевой воинской традиции России. Все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного Русского человека. Отец мой прошел и деревенскую школу боя, и школу армейской разведки. В 1953 - 54 гг. последнюю фактически разгромили. Два десятилетия пустоты, потом появилось "мнение о том, что следует развивать восточные…" Как убивался отец, глядя по телевизору на наших десантников: "Дурят, дурят, ребят, Господи…"
А ныне… Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной российской армии. И вот здесь Русский кулачный бой сыграл бы не последнюю роль. С самого начала он мыслился нами как средство к национальному самосознанию: Помочь занимающимся почувствовать себя Русскими людьми, наследниками великой Русской культуры - вот наша задача. Но тяжко все это продвигается и "узки врата…"
И вдруг - приглашение на конференцию: "Боевые искусства и православное сознание"! И не где-нибудь, а в стенах Святой Троицы - по благословению митрополита Кирилла и патриарха всея Руси! Удивительно. Большой зал Московской духовной Академии наполнен наполовину священниками, наполовину - спортсменами. Удивительно! Сколько лет ждали мы с отцом…
Церковь призывает нас развернуть работу по созданию военно-патриотических клубов. Замечательно! Если этого не делает государство, то кто же? Пора бы давно. И, в целом, конференция знаменательная, но было и то, о чем следует сказать особо.
Среди многочисленных приглашенных, я да еще - А. И. Ретюнских, были, кажется, единственными представителями русского стиля. А где же Г. Базлов, Д. Семенов и другие… их нет - в зале новообращенные адепты Востока.
Востоковедов пригласили, а где же специалисты по русской истории и культуре? Иерархи наши тут не причем, конечно, - конференцию готовили руководители клуба "Пересвет", что действует уже в стенах Троицкого монастыря и преподается там, как было сказано - "просвещенное светом православия" айки-до. Мое же выступление, так поддержанное частью зала, председательствующий (руководитель "Пересвета") и ряд участников приняли в штыки: - Кулачный бой - язычество! И вообще ваш фольклор - язычество! (Еще чуть-чуть и скажут: "ваша Россия". Да, "светом православия" русский бой наш родной тысячу лет просвещался и не просветился, а мистическое айки-до одним только перенесением в Святую Троицу - "просветилось"!) Конечно, все это недомыслие. От незнания дела. Ибо где он фольклор сейчас? Обыватель видит на экранах лишь какую-нибудь бабкину или моисеева, а ему говорят, что это и есть самое русское… Вспоминается, как объявляли по радио: "…а сейчас прозвучит русская народная песня. Слова Фрадкина, музыка Френкеля…" Или наоборот?
Нет, мы не виним никого в неведение: русскую культуру у нас украли подчистую. Дворяне - "просвещая" и воспитывая а ля Европа, большевики - от интернационализма своего, демократы - от космополитизма, а все едино…
Был, конечно и объективный процесс секуляризации традиционной культуры. Но как было "ускорено" отмирание деревни! И все же подлинный фольклор у нас существует, поскольку он хранится и в архивах, и в живой традиции, и в достойно принятой традиции, пусть не многих и не афишируемых, но истинно народных коллективов.
Жив фольклор и в онтологическом смысле, как бессмертное явление духовной культуры народа, "народности" - эйдоса русской культуры (составной части триады Русской Идеи, или по слову св. Отцов - "промысла Божьего о народе"). И тут, собственно, и просвещать нечего. От Адама это - и лучшее в фольклоре: народная хореография, пластика, музыка, поэзия (а за поэзией - народная этика, народное богословие, народная вера) - все это от Бога.
Это есть душа народа, а душа "по природе своей - христианка". (Православие, как учение, космично и не знает "ни эллина, ни иудея". Но, как культура, Православие этнично - каждому языку (народу) в чуде "Пятидесятницы" данное - т. е. образует этносы в соответствие с двумя другими составляющими триады.)
Поэтому простим нелепые обвинения, но пора бы и прозреть!
Русский бой не просто древнее и эффективное боевое искусство, это определенное сосредоточие мужской традиции, стержень народной педагогики, символ национальной культуры и возрождения. Ведь именно культуру, стоящую за боевым искусством, и следует давать молодежи в военно-патриотических клубах. А что стоит за всей этой восточной мистикой, растиражированной кинематографом?
Сейчас, когда после всех катаклизмов и буржуазных революций, по причинам и объективным, и субъективным, мы утрачиваем остатки Русской Идеи (а были тут и запреты, и репрессии, а теперь еще и коммерческий молох), рушится сама база Идеи - Народность. Существование России поставлено под вопрос, о чем и кричат демографы. Примеров достаточно: Византия, Рим, Вавилон… И вот люди, одни - осознанно, другие по недомыслию, стремящиеся преодолеть национальную ментальность, внедряют следующие идейки: "Россия - многоконфессиональное государство…", "Человек может иметь два гражданства и две нации" и т. п.
Такие лозунги и прозвучали на конференции от адептов восточных единоборств в рясах и без: мол, де, можно одновременно быть и русским, и японцем. Многочисленные березовские дают нам пример такого оборотничества. И как важна была бы сейчас культурная политика Русской Православной Церкви!
Нет, братья, нельзя служить двум богам и двух матерей не бывает. В конце концов, всегда придется выбирать за какую Родину проливать кровь. Вы даете приходящим к вам в стены Святой Троицы детишкам (в патриотический клуб "Пересвет"!) за глотком русского воздуха - айки-до! Что же это? Ведь дети верят всему. Пересвет, разве айки-до занимался? А кто соблазнит малых сих… А какие песни поете вы? Русские или Френкеля-фрадкина? Или может уже "рок" или "металл" "светом православия просветили"? Какую одежду носите: русскую или американскую униформу?
А что будут петь наши десантники на марше: японские гимны? Или, может, группа "Руки вверх" напишет специальную десантную песню под названием "Рашен, сдавайся!"? Остановиться бы, одуматься… на этом пути окончательной секуляризации культуры. Путь этот уже пройден протестантами и баптистами: все кругом чисто, гладко и порядок, наконец, в России… души нет! Порядок есть, а России уже нет! Это и называется: дать вместо рыбы змею. Честнее было бы переименовать клуб "Пересвет" в "Челубей". Сей монгольский богатырь как раз владел чем-то вроде айки-до и по-своему, наверно, был мастер.
Я все мечтаю, когда по Красной площади пойдут русские солдаты и будут петь русские солдатские песни, которые пели их деды и прадеды:
Из-за леса копий и мечей
Едет сотня казаков-лихачей…
Или:
Поле чистое Турецкое,
Мы когда тебя, поле, пройдем…
А может:
С нами Бог, ура, ребята,
Царства Белого орлы…
И это - наш фольклор, и несть ему конца и края… А потом будут показательные выступления и наши ребята не будут с перекошенными лицами и звериными криками ломать о собственные головы кирпичи, подражая закордонным супербоевикам, а покажут настоящую боевую работу по-русски. А день десантника или пограничника, быть может, из национального стихийного бедствия превратится в фольклорный праздник. Сколько же можно "дурить" наших бойцов…
Речь не о том, что бы создать сеть патриотических клубов именно на основе кулачного боя, а о том, что бы внедрить систему традиционных народных ценностей во всю педагогическую систему. Народоведение - вот основа народной педагогики. А еще я мечтаю… и кто знает, быть может, пройдет не так много лет, и будет факультативный кулачный бой у наших семинаристов и академиков. Может быть, и народоведение введут, что бы послушать экспедиционные пленки с духовными стихами о Страшном Суде, об Алексее, человеке Божьем, о Вознесении и о Голубиной книге… Свадебный причет бы послушать и похоронный… - много, много чего хранит наш народ. Вера ведь не в голом догмате одном.
Во всем народном укладе и быте отразилась она. Оставил нам народ наш не только храмы и книги, но и слово народное незримое. Нет ничего драгоценнее и душеспасительнее, чем прикоснуться к отеческим родникам вечной народной культуры. Никакой спуд не задушит и не убьет ее - она прорвется, рано или поздно, пусть в самый последний момент…
Преподобный Отче Сергие, помози нам! Просвети заблудших наших Челубеев, верни их на стязю святорусскую, Пересветову стязю!
если ты знаток истории то ты поймеш из покон веков каждый вождь рвался за власть везде были придатели и герои но одно несчитали враги что русь есчо раз повторяю русь а не росия всегда славилась своим народом .Если простой свяшенник не испугался выйти на бой с (гигантом) и в итоге хоть и погиб хотя и удержался в седле . А теперь подумай что было с захватчиками когда они увидели такую картину как ты думаеш боевой дух у них приподнялся .В шахматной партие даже пешка равняется офицеру при правильном ходу.КОРОЧЕ ребята нас спасет только сплочонность а государство можем спости только мы пока оно это не понимает ну и пусть всем суждено ошибатся.
Сильная статья, со многим согласен, да вот только как популяризовать русские боевые искусства, если русские между собой договориться не могут, каждый кричит что его рукопашка лучше и древнее других, и вообще все остальные плагиаторы и недоучки. Поглядеть на форумах русских стилей так там столько грязи друг на друга льется что аж жуть берет. И это тоже наша национальная черта - разобщенность...печально однако
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]